Главная Портфолио ПУБЛИКАЦИИ ОСТОРОЖНО: ВАША РЕКЛАМА МОЖЕТ ВАС РАЗОРИТЬ! (Газета Регион Дальний восток, май 2015г).
Оцените материал
(1 Голосовать)

Осторожно: Ваша реклама может вас разорить!

Американский писатель и журналист Джеймс Кейн говорил: «Какова вывеска, таково и заведение». Несмотря на противоречивость этого высказывания, оно достаточно актуально для современных предпринимателей.

Не секрет, что некоторые представители бизнес сообщества стремятся иметь как можно более внушительную (избыточную по размеру, информативности, цветовой гамме) вывеску, рискуя при этом привлечь к себе внимание антимонопольной службы.

На первый взгляд непрофессионалу достаточно сложно сказать, в чем разница между вывеской и рекламой. При этом не все рекламные компании берут на себя труд объяснять эту разницу.

Ошибка в оформлении вывески, и ее последующая квалификация антимонопольной службой в качестве рекламы, может стоить бизнесу 500 000 рублей административного штрафа.

Дело в том, что для размещения конструкции, содержащей рекламу, необходимо получить соответствующее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе»). Самовольная установка рекламных конструкций не допускается.

В случае размещения рекламной конструкции без разрешения на индивидуального предпринимателя наложат штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридическое лицо в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В то время как нарушение порядка согласования вывески с органами муниципальной власти, например, в г. Хабаровске повлечет штраф для индивидуальных предпринимателей - от трех тысяч до семи тысяч рублей; для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей (ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях). В других муниципальных образованиях самовольное размещение вывески вовсе может не быть нарушением законодательства, если органы местного самоуправления не предусмотрят аналогичные правила благоустройства. Разница между штрафами за самовольное размещение рекламы и вывески в данном случае является более чем существенной.

Поэтому уже в начале работы над концепцией вывески нужно учитывать множество факторов, в том числе требования законодательства, разъяснения антимонопольного органа и судебную практику, сложившуюся в конкретном регионе.

Итак, в чем же заключается принципиальная разница между вывеской и рекламой?

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектами рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари (далее по тексту товар), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама размещается на рекламных конструкциях, под которыми согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе», понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Существенными отличиями рекламы от вывески являются:

1. цель размещения рекламной или информационной (вывески) конструкций;

2. места, в которых согласно закону, размещение рекламной или информационной (вывески)   конструкций правомерно;

3. выработанными правоприменительной практикой правилами оформления рекламы и вывески, в том числе: размер, содержание, цветовая гамма, наличие изображений, фотографий, скульптурных элементов, иллюминации и т.д.

Так вывеска может размещаться только в месте нахождения организации либо в месте реализации товара, в то время как реклама может размещаться где угодно (при условии наличия разрешения).

Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. В силу п. 2 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» до сведения потребителя, в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

В отличие от рекламы, под которой как уже говорилось выше, понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к предпринимателю, его товарам, идеям и начинаниям, вывеска, содержащая сведения, распространение которых является для бизнеса обязательным, не относится к рекламной информации независимо от манеры их исполнения.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: «кафе», «парикмахерская», «овощи и фрукты», «кафе» и т.д., размещенные в месте нахождения организации служат целям идентификации данной организации для потребителя и не могут рассматриваться как реклама.

Письмом ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 предусмотрено что, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (кондитерская, ресторан и т.д.) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, коммерческого обозначения либо фирменного наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака, также не рассматривается в качестве рекламы. Также не могут быть признаны рекламой, размещенные в месте нахождения организации конструкции, содержащие обобщенное наименование группы товаров не позволяющей выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Высказанная выше точка зрения прямо поддерживается Федеральной антимонопольной службой РФ в письмах № АК/6745 от 15.03.2010г., № АК/47658/13 от 28.11.2013г.

При этом позиция Федеральной антимонопольной службы РФ полностью согласуется с позицией, высказываемой по данному вопросу Высшим арбитражным судом РФ.

Например, в соответствии с п. 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

В связи с этим не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Ранее данная позиция была высказана в п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», согласно которому сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Это означает, что наружные вывески, обычно вывешиваемые над входом, независимо от способа их выполнения (обычные, световой короб, реклама, установленная на крыше и т.д.) не являются рекламными конструкциями, что означает, что на их размещение не нужно получать разрешение на установку и последующую эксплуатацию.

При этом обращаем, например, в г. Хабаровске все наружные вывески подлежат согласованию в органах муниципальной власти согласно Правилам благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008г. № 721.

Дополнительно обращаем внимание читателя на то, что в случае если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

Несмотря на относительную простоту и понятность перечисленных выше правил оформления вывески, нужно понимать, что основным назначением вывески является извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Поэтому разрешение вопроса об отнесении нестандартный (по размеру, по графическому оформлению) информационной конструкции к рекламе нередко остается на усмотрение суда, который принимает свое решение с учетом всех «за» и «против».

Отсутствие четких, законодательно установленных критериев делает весьма уязвимым размещение любой нестандартной вывески, например, значительной по размеру, либо содержащей графическое изображение или товарный знак.

Именно поэтому при размещении нестандартных вывесок рекомендуется заранее проконсультироваться с юристом.

 

Автор Кедя Елена Анатольевна,

генеральный директор ООО "Центр юридической защиты предпринимателя"

Тел. (4212) 45-00-05

Прочитано 2298 раз
Отзывы о нас на Флампе
Принципы нашей работы
  - профессиональность;
  - честность;
  - индивидуальный подход к каждому           клиенту;
Наши преимущества
  - опытная и профессиональная                   команда;
  - клиентоориентированность;
  - широкие возможности дистанционной      работы;