Главная
Оцените материал
(1 Голосовать)

Вопрос: Организация в соответствии с уставом осуществляет перевалку грузов на внутренний рынок и на экспорт. При осуществлении этих работ попутно взимается плата за швартовку и отшвартовку судна, а так же причальный сбор за период стоянки в порту.

Правомерно ли организация применяет ст.149 п.23 НК РФ при взимании причального сбора, если она не имеет статус порта, но включена в перечень операторов морских терминалов в соответствии с распоряжением Росморречфлота № АД-376-р от 24.12.2010г.

 

Ответ: В соответствии с пп.23 п.2 ст.149 НК РФ не подлежат обложению НДС выполняемых на территории РФ работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

При толковании указанной нормы необходимо исходить из следующего.

Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно статье 9 Кодекса торгового мореплавания РФ под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, а также используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. Положения ч.3 ст.1 Федерального закона РФ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части определения понятия морской порт отсылает также к КТМ.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» правовой режим морских портов в РФ является единым для всех портов, находящихся на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов РФ.

Таким образом, одним из условий для применения освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп.23 п. 2 ст. 149 НК РФ, является факт оказания услуг в порту, который соответствует вышеуказанным требованиям, то есть соответствует признакам, установленным ст.9 КТМ РФ и зарегистрирован в реестре морских портов РФ в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ №51 от 01 апреля 2009г.

При этом по смыслу пп.23 п.2 ст.149 НК РФ правовой статус организации, выполняющей соответствующие работы по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного плавания в период стоянки в портах, не имеет правового значения. Под действие данной нормы попадают и операторы морского терминала, каковыми в соответствии со ст.4 Федерального закона РФ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»  являются  транспортные организации, осуществляющие эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.

При этом следует учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №4050/09 от 01 сентября 2009г. нахождение организации, оказывающей работы и услуги на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использование данной налоговой льготы по НДС.

Статьей 19 Федерального закона РФ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлен перечень портовых сборов, в состав которых входит и причальный сбор.

В соответствии с пунктом 4, пунктом 5 статьи 19 указанного закона перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, то есть ставки таких сборов должны быть непосредственно установлены государственным органом по тарифному регулированию.

Согласно разъяснениям, данным в приказе ФСТ №106/1-Т от 23 мая 2006г. причальный сбор взимается с судов, стоящих у причала, за один погонный метр причальной линии, занятой судном, за каждый час стоянки судна при производстве грузовых операций и отстой судна у причала в остальных случаях.

В рамках настоящей консультации при отсутствии дополнительной информации затруднительно определить правомерность взимания причального сбора неконкретизированной организацией.  Однако следует отметить, что если взимание данного сбора не соответствует требованиям ст.19 Федерального закона РФ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (данный сбор не установлен нормативным актом Минтранса РФ либо  регулирующим органом не установлена максимальная ставка соответствующего сбора), то предусмотренная пп.23 п.2 ст.149 НК РФ льгота по НДС применению не подлежит.

Таким образом, при решении вопроса о возможности применения освобождения от налогообложения НДС в соответствии с пп. 23 п. 2 ст.149 НК РФ необходимо исходить из того, что применение такой льготы организацией, выполняющей работы по обслуживанию судов, возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

- работы (услуги) должны осуществляться в портах, соответствующих требованиям Федерального закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

- работы (услуги)  должны соответствовать установленному федеральным органом исполнительной власти в области транспорта перечню портовых сборов, взимаемых непосредственно в данном порту, и в отношении судов, не освобожденных от этих сборов;

- работы (услуги)  должны быть выполнены (оказаны) в порту именно в период стоянки судна, находящегося на рейсе (в движении), т.е. в отношении судна зашедшего в порт для целевого обслуживания.

 

Набока Андрей Сергеевич,

ведущий юрисконсульт ООО «Центр юридической защиты предпринимателя»

тел. (4212) 45-00-05

Прочитано 2679 раз
Отзывы о нас на Флампе
Принципы нашей работы
  - профессиональность;
  - честность;
  - индивидуальный подход к каждому           клиенту;
Наши преимущества
  - опытная и профессиональная                   команда;
  - клиентоориентированность;
  - широкие возможности дистанционной      работы;