Главная Портфолио ПУБЛИКАЦИИ ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ: КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ С ВЫБОРОМ? (газета Опора России, июнь 2013г.)
Оцените материал
(3 голосов)

 Фирменное наименование: как не ошибиться с выбором?

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ).

Довольно часто предприниматели, иногда сами того не осознавая, нарушают требования российского законодательства при выборе фирменного наименования, вследствие чего сталкиваются с неприятными последствиями своего решения.

Настоящая статья посвящена наиболее интересным и спорным вопросам, связанным с выбором фирменного наименования для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (далее по тексту – общество) с приведением ссылок на требования российского законодательства и судебной практики, сложившейся на территории Российской Федерации.

Так, общество обязано иметь полное фирменное наименование на русском языке. Оно также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

При этом согласно п. 1 ст. 1473, п. 2 ст. 1475 Гражданского кодекса РФ фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, Гражданский кодекс РФ не предполагает.

В соответствии с п. 5 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям закона, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее регистрирующий орган, налоговая инспекция), вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией, необходимо придерживаться нескольких простых правил.

Во-первых, при формировании фирменного наименования пользоваться только русским алфавитом.

В случае необходимости введения в полное фирменное наименование иностранных слов (иноязычных заимствований), они должны быть написаны в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица (например, не ООО «ТК manufacturing», а ООО «ТК мэнафакчуринг», не ЗАО «Иванов company», а ЗАО «Иванов компани» и т.д).

Во-вторых, никакие термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму организации на любом языке и в любой транскрипции, не могут содержаться в самом наименовании организации на русском языке.

Регистрацинные органы, руководствуясь требованиями российского законодательства, не станут регистрировать ОАО «Общество с ограниченной ответственностью», ЗАО «ООО» или ООО «ЛТД».

В-третьих, согласно п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ в фирменное наименование не могут включаться:

- полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

Перечень всех официальных наименований иностранных государств содержится в Постановлении Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира».

Регистрационный орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица с фирменным наименованием ОАО «Китай город», ООО «Турецкой базар», ЗАО «Бутик Италия» и т.д.

В случае обжалования такого отказа в арбитражный суд, он обоснованно будет признан судом законным, а в удовлетворении требований истца будет отказано (напр. Определение ВАС РФ от 22.10.2012 № ВАС-13130/12 по делу N А40-20027/12-121-185).

 - полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Так, в одном из российских регионов, налоговая инспекция отказала в государственной регистрации ООО «Судебный департамент». Арбитражный суд признал решение налогового органа соответствующим требованиям действующего законодательства (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2011 г. №09АП-17728/2011-АК по делу № А40-23580/11-72-133).

По нашему мнению является целесообразным отказаться от использования в фирменном наименовании названий органов государственной власти включенных в Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления «ОК 006-2011», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст.

- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

- полные или сокращенные наименования общественных объединений;

- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Ярким примером противоречия общественным интересам является фирменное наименование ООО «Московское бюро судебной защиты». Отказ налоговой инспекции в регистрации такого юридического лица был признан обоснованным в связи с тем, что избранное фирменное наименование юридического лица повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (Определение ВАС РФ от 29.05.2013 № ВАС-6202/13 по делу № А40-87094/12-2-429).

К фирменным наименованиям противоречащим принципам гуманности и морали могут быть отнесены слова и словосочетания, оскорбляющие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь, представляющие собой антигосударственные лозунги, носящие антигуманный характер обозначения и т.д.

В-четвертых, включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ.

Для получения такого разрешения необходимо соблюсти требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация», Постановления Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

При этом нужно понимать, что сокращение «рос» также признается производным от слова «Россия» и не может использоваться в фирменном наименовании без специального разрешения.

Признавая сокращение «рос» производным от слова «Россия», арбитражные суды исходят из того, что данное сокращение ассоциируется у потребителя с участием государства в деятельности общества либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах (Обзор судебной практики ФАС Московского округа «Обзор практики применения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Однако считаем необходимым обратить внимание читателя на то, что использование в фирменном наименовании слова «русский» (и производных от него) не требует никаких разрешений и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 58.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Важным для выбора фирменного наименования также является критерий уникальности.

Так, закон не допускает использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (п. 3 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ).

Юридическое лицо, нарушившее это правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки (напр. п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»).

При применении данной нормы арбитражные суды учитывают, то, что защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2002 г. № 4193/01, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2004 г. № Ф03-А73/04-1/437).

При этом различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование (п. 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»).

Споры о фирменных наименованиях подведомственны только арбитражным судам (п. 58.6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При этом стоит обратить внимание на то, что требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель.

Как уже говорилось выше, налоговому органу, на основании пункта 5 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ предоставлено право предъявлять в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п. 3 или п. 4 ст.1473 Гражданского кодекса РФ.

Право требования прекращения нарушений требований российского законодательства о фирменных наименованиях каким-либо иным лицам, кроме перечисленных выше, законом не предоставлено.

В качестве вывода.

Полагаем, что выполнение рекомендаций, перечисленных в настоящей статье, помогут читателю облегчить выбор фирменного наименования, а также избежать последующих судебных споров о фирменных наименованиях.

 

Медведева Александра,

Юрисконсульт ЗАО "Центр юридической защиты предпринимателя"

Прочитано 10219 раз
Отзывы о нас на Флампе
Принципы нашей работы
  - профессиональность;
  - честность;
  - индивидуальный подход к каждому           клиенту;
Наши преимущества
  - опытная и профессиональная                   команда;
  - клиентоориентированность;
  - широкие возможности дистанционной      работы;