Главная Портфолио ПУБЛИКАЦИИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОНТРАГЕНТ НЕ ИСПОЛНЯЕТ ДОГОВОР? (газета Опора России, октябрь 2013г. )
Оцените материал
(1 Голосовать)

Что делать, если контрагент не исполняет договор? 

По заказу Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателя» со 02 сентября 2013 года до 15 декабря 2013 года предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края бесплатные юридические письменные консультации по вопросам предпринимательской деятельности.

Мы продолжаем публиковать статьи, посвященные ответам на самые интересные вопросы, заданные предпринимателями в рамках данного проекта.

Темой настоящей статьи является ответ на вопрос: Как правильно себя вести, в случае если контрагент по сделке не выполняет условия договора (например, нарушает порядок или сроки оплаты)?

Согласно ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу принятого на себя обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Как правило, оформление прав и обязанностей осуществляется сторонами путем подписания единого договора. Закон также предоставляет сторонам возможность заключения письменного договора путем обмена документами посредством средств связи, позволяющих достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 Гражданского кодекса РФ).

Однако в независимости от способа заключения договора, его условия должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, действующим в момент его заключения.

Для упрощения последующих отношений по исполнению договорных обязательств и урегулированию споров связанных с его возможным неисполнением, мы советуем отражать в договоре максимально подробно и непротиворечиво следующие условия: предмет договора (существенное условие для любого договора), права и обязанности сторон договора, порядок и сроки исполнения сторонами принятых на себя обязательств, реализации предоставленных договором прав, размер ответственности, порядок и сроки привлечения к ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора, подробный порядок урегулирования споров.

Соблюдение правила о письменном закреплении конкретного перечня обязательств сторон в договоре, гарантирует более быстрое разрешение споров, а также поможет исключить злоупотребления контрагента, связанные с альтернативным толкованием той или иной нормы заключенного договора, либо ссылок на необходимость применения обычаев делового оборота.

Так, согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (ст. 310, п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).

При этом в соответствии с п. 4 ст. 425 Гражданского кодекса РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Итак, в случае неисполнения стороной условий договора, целесообразнее всего начать с направления контрагенту претензии с требованием о надлежащем исполнении условий договора.

В большинстве случаев претензионный порядок разрешения споров является не обязательным. Однако в случае если досудебный порядок прямо предусмотрен законом (п. 2 ст. 452, п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ, ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. 124 Воздушного кодекса РФ, ст. 403 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 55 ФЗ «О связи», ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ и т.д.), либо условиями договора его соблюдение является необходимым условием для надлежащей защиты прав и законных интересов стороны.

Исходя из нашего опыта, даже если претензионный порядок применительно к конкретным договорным отношениям не является обязательным, мы все же рекомендуем обратится к контрагенту с письменной претензией. Во-первых, в ходе досудебного урегулирования спора стороны могут самостоятельно прийти к компромиссному решению, что исключит последующий судебный процесс. Во-вторых, претензионных порядок разрешения споров в разы дешевле судебного разбирательства, стоимость которого складывается из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела (денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде). В-третьих, средний по срокам судебный процесс (первая и апелляционная инстанция) может затянуться на полгода, а исполнение судебного акта нередко становится со временем и вовсе невозможным (ликвидация контрагента, недостаточность имущества вследствие вывода активов и т.д.), в связи, с чем решение спорного вопроса миром становится особенно остро.

Претензия, направленная контрагенту должна содержать ряд обязательных реквизитов:

- наименование, юридический, фактический (при наличии) адреса отправителя и получателя претензии;

- дату написания претензии;

- ссылку на договор, в рамках которого направляется претензия;

- перечень нарушений допущенных стороной при исполнении условий договора со ссылками на конкретные пункты договора;

- перечень требований к стороне нарушающей условия договора, порядок и сроки их выполнения;

- реквизиты для перечисления долга, либо ссылка на реквизиты согласованные в условиях договора (в случае если речь в претензии идет о взыскании суммы долга).

Претензию необходимо направить ценным письмом с описью вложения, для того, чтобы в последующем располагать документами, подтверждающими факт и дату ее отправки, т.е. иметь доказательства соблюдения претензионного порядка (в т.ч. и для арбитражного суда).

Обращаем внимание читателя на то, что в случае обращения в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов без соблюдения претензионного порядка разрешения спора, когда такой порядок является обязательным, суд обязан вернуть исковое заявление, а в случае его принятия – оставить исковое заявление без рассмотрения.

При этом возврат искового заявления или оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возврата или оставления заявления без рассмотрения (ст. 129, 149 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В случае если ответ на требования, содержащиеся в претензии, будет отрицательным, либо ответ не последует вовсе, можно смело обращаться за защитой своих интересов в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (если иное не предусмотрено процессуальным законодательствам или условиями договора).

Исковое заявление должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ и содержать в себе:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6) цена иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если цена иска не будет превышать для юридических лиц трехсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей ста тысяч рублей, то дело будет подлежать рассмотрению в порядке упрощенного производства (ст. 226 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично (без вызова сторон) в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (срок для подачи апелляционной жалобы составляет 10 рабочих дней). В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Если исковые требования не подпадают под критерии рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, то оно будет рассматриваться судом в общем порядке.

Дело, рассматриваемое в общем порядке, должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если законом не установлено иное.

Решение арбитражного суда первой инстанции решений вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Полагаем, что данная статья позволит предпринимателям получить общую информацию о том, как нужно себя вести, в случае если контрагент не исполняет условия договора. Однако для более детального анализа конкретной спорной ситуации, выбора позиции и выработки поведенческой стратегии в суде советуем перед судебным разбирательством обратиться за консультацией к юристу соответствующего направления и специализации.

 

Медведева Александра,

Юрисконсульт ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателя»

Прочитано 9002 раз
Отзывы о нас на Флампе
Принципы нашей работы
  - профессиональность;
  - честность;
  - индивидуальный подход к каждому           клиенту;
Наши преимущества
  - опытная и профессиональная                   команда;
  - клиентоориентированность;
  - широкие возможности дистанционной      работы;